вторник, 6 марта 2012 г.

Сказки. Загадки землекопа


Загадки землекопа
СЛОВАЦКАЯ СКАЗКА
Нанялся один бедняк канавы при дороге копать. День копает, два копает. А на третий случилось, что шел по той дороге сам король. Может, просто гулял, может, спешил куда, по своим королевским делам. Увидел король землекопа, остановился. Смотрит, любуется. Лопата будто сама в сильных руках ходит, канава с каждым взмахом будто сама собой глубже становится. 
-Ловко же ты работаешь! - сказал король.
Тут землекоп распрямился и увидел короля. 
-А это, твое королевское величество, с какой стороны смотреть.
-С твоей ловко, с моей тяжко. 
-Твоя правда,- согласился король. - И много ли тебе за такую работу платят?

-Опять с какой стороны смотреть. - С твоей, верно, мало покажется, с моей, как ни крутись, а больше взять неоткуда. Получаю я в день три гроша. Это бы еще ничего! Да я один грош трачу - долг плачу. Другой грош трачу - в долг даю. А уж третий мне достается.
- Да как же ты жить ухитряешься? - удивился король.
- А вот уж тут, как ни глянь - хоть с твоей стороны, хоть с моей,- один ответ выходит: плохо, твое королевское величество!
- Зачем же ты тогда долги платишь и в долг даешь?
- А как же иначе? Отец меня вырастил, я его, старенького, кормлю - долг плачу. Сын у меня еще невелик, ращу я его - в долг даю. А в старости я с него этот долг получу.
- Все ПОНЯЛ,- сказал король.
И хотел было дальше идти, да опять остановился.
- Слушай, добрый человек, есть у меня двенадцать министров-советников. Сколько я им плачу, ты меня не спрашивай, ты про такие деньги и не слыхивал. А они все недовольны, прибавки просят. Так вот, загадаю я им твои загадки. Отгадают - прибавлю. Не отгадают - я их прибавку тебе отдам.
- Ладно, твоя королевская милость! - сказал землекоп.
- Только ты смотри - помалкивай, пока меня самого в лицо не увидишь.
- Будь по-твоему,- ответил землекоп и взялся за лопату. А король зашагал своей дорогой. В тот же день созвал король своих министров-советников и так сказал:
- Вот что, господа советники, советов ваших я давно не слушаю, а денег вам плачу немало. Охота мне узнать, чего вы стоите. Загадаю я вам три загадки, что мне сегодня один достойный человек загадал. Зарабатывает тот человек в день три гроша. Один грош у него на уплату долга идет. Ответьте мне: кому он тот долг платит? Вторая загадка: кому он второй грош в долг дает? А третья загадка: как тот человек живет? Есть у вас на это все день да ночь. А завтра утром с ответом явитесь!
ДАЛЕЕ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий