вторник, 13 марта 2012 г.

Сказки. Гвоздь из родного дома (окончание)


Гвоздь из родного дома
Шведская  сказка

Скоро Свенд поравнялся с одиноким домиком у дороги.
На пороге стоял кривоногий человек в очках. Это был портной: на шее у него висели на длинной тесемке ножницы. В руке портной держал куртку и чистил ее. Вдруг она выскользнула из его рук и упала на мокрую от росы траву.
-Вы бы повесили куртку, хозяин! - посоветовал Свэнд.
 - Не учи меня,- сказал портной. - Знаю без тебя, что мне делать! Но Свэнд не обиделся на портного, а предложил:
- Я могу вам помочь, хозяин!
Он вытащил из кармана гвоздь и вбил его в дверной косяк. Портной улыбнулся, повесил куртку и вычистил ее. Потом он позвал Свэнда в дом и велел жене дать мальчику молока с хлебом. Свэнд с удовольствием поел - ведь он был голоден. Затем вежливо поблагодарил старушку. Хозяйке это тоже очень понравилось.
- Возьми парнишку в учение! - сказала она мужу.
- Я с удовольствием останусь у вас,- отозвался Свэнд,- хотя по ремеслу я - кузнец! Портной оглядел с головы до ног тощую фигурку Свэнда.
- Ну и славный кузнец! Не тебе, брат, поднимать тяжелый молот. А вот сумеешь ли ты шить?
- Попробую,- ответил Свэнд и уселся рядом с портным. Так Свэнд стал работать у портного и научился шить. Но вскоре портной простудился и умер. Свэнд вытащил из косяка свой заветный гвоздь, распрощался с хозяйкой и снова отправился в путь. Скоро дошел он до небольшого селения. В это время стала собираться гроза: поднялся сильный ветер, ударила молния и загрохотал гром. Возле одного дома на веревке сушилось белье. Старушка спешила снять его, да веревка вдруг сорвалась.
- Проклятый гвоздь! - ворчала старушка. - Переломился пополам. Как бы не уронить белье в грязь ...
- Я помогу вам, бабушка! - предложил Свэнд, достал свой гвоздь и вбил его в стену. - Давайте я привяжу веревку. Только вы потом, когда белье соберете, отдайте мне гвоздь - он из моего родного дома!
- Спасибо, дружок! Помоги-ка мне до дождя собрать белье и снеси-ка его в дом.
Свэнд так и сделал. В доме он увидел сапожника. Свэнд остановился в дверях, любуясь, как ловко сапожник подбивает подошву к башмаку.
- Я и кузнец, и портной, а вот шить башмаки не умею! - сказал Свэнд.
- Не болтай глупостей! Какой ты кузнец и портной? Ты просто смеешься! А вот сапожному ремеслу я бы мог тебя обучить.
- Вправду, мальчик, оставайся у нас! - сказала старушка. - Я вижу, ты умный и прилежный. Свэнд остался у сапожника, и тот не знал, как нахвалиться старательным и добрым мальчиком. Скоро Свэнд мог не только чинить старые, но и шить новые башмаки. Думая по вечерам о матери, он решил сделать ей подарок: ведь она ходит в рваных башмаках. Накопил денег, купил кожи и сшил для матери новые башмаки. Осенью Свэнд простился с хозяином и отправился домой. Путь его лежал через город. Проходя через базар, он увидел у одного торговца куртку отца. Значит, Матс продал ее, чтоб не голодать. Выкупил куртку Свэнд и пошел дальше по базару. В другой лавке он вдруг увидел кастрюлю, ярко блестевшую на солнце. Конечно же, это была материнская кастрюля! Ох, и радовался Свэнд, когда выкупил и ее! И вот настало время, когда Свэнд подошел к родной деревне. В печи горел огонь - другого света в доме не  было. Отец с матерью сидели за столом, а рядом-два оборванных паренька, Мате и Петер.

- Бедные мои! - говорила мать. Настрадались, натерпелись и голода, и нужды, а ничего не заработали:
- Ничего, мама,- утешали ее сыновья. - Весной пойдем на полевые работы ...
Вдруг дверь распахнулась. На пороге - младший брат.
-Вот и я! - сказал Свэнд, весело оглядев всех. -Вот тебе, отец, твоя куртка, а тебе, мама, твоя любимая кастрюля да новые башмаки в придачу. Я ведь их сам сделал! Да это еще не все. Возьмите-ка заработанные мной деньги! Теперь я и кузнец, и портной, и сапожник и скоро заработаю вам кучу денег. А вот и наш гвоздь! Это он помогал мне всегда. И Свэнд вбил гвоздь на прежнее место. Братья с завистью смотрели на Свэнда, когда он стал рассказывать о своих похождениях. А счастливая мать, плача от радости, хлопотала У печи и готовила в своей любимой кастрюле ужин для всей семьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий