вторник, 13 марта 2012 г.

Сказки. Гвоздь из родного дома


Гвоздь из родного дома
Шведская  сказка
Жил-был бедный крестьянин со своей женой. У них было трое сыновей: Матс, Петер и Свэнд. Однажды случилась засуха, и семье пришлось туго: хлеба не хватало.
 - У нас больше ртов, чем кусков хлеба,- сказал отец. - Придется вам, сыночки, идти на заработки.
Мать заплакала:
 - Матс и: Петер уже взрослые, они справятся с работой,- говорила она,- а вот Свэнд, бедняга, пропадет. Ну что он заработает?
- Пусть в пастухи идет, если ничего другого не умеет делать! - отозвался отец.
 Но Свэнд сказал:
-Не беспокойся, мама. Я постараюсь найти себе работу. Отпусти меня.
- Ладно.
 Стали братья в путь собираться. Старший брат Матс сказал:
- Возьму я себе старую отцовскую куртку: отец ведь сидит дома, и она ему не нужна.
Средний брат, Петер, оглядел бедную избу. Выбирать-то было не из чего. Была у матери единственная кастрюля. Мать очень любила ее и гордилась ею: так усердно начищала она эту кастрюлю, что та, как солнце, блестела на всю мрачную, закопченную избу.
- Я возьму кастрюлю! - сказал Петер.- Матушке все равно в ней варить нечего, а я ее продам и, пока не найду работу, буду жить на эти деньги. Он взял с полки блестящую кастрюлю и надел ее на голову вместо шапки.
-А вот Свэнду ничего не досталось! - вздохнула мать.
- А я, мама, возьму на память о доме гвоздь, тот, на который я вешал куртку, когда ложился спать.
Свэнд выдернул гвоздь из стены, завернул его в тряпочку и положил в карман.
- Вот дурачок! - хохотали оба брата. -Тоже надумал: таскать с собой старый гвоздь! Что ты будешь с ним делать?
- Может быть, и он пригодится, почем знать? - ответил мальчик. На душе у него было так весело, словно он взял не гвоздь, а золото. Мать со слезами смотрела сыновьям вслед, а Свэнд долго еще махал ей шапкой. На перекрестке дорог старшие братья остановились.
- Мы с Петером пойдем вместе, а ты, Свэнд, со своим гвоздем не ходи с нами! - сказал Матс.
- Ну,  прощайте, милые братья! Счастливого вам пути! Надеюсь, скоро увидимся! - воскликнул Свэнд И свернул на проселочную дорогу. Часа через два он почувствовал усталость, а жилья поблизости еще не было.
Вдруг впереди на дороге что-то зашевелилось. Свэнд в страхе подумал: «Неужели медведь? Как спастись?» Но это был человек, возившийся у своей телеги.
Слушай-ка, мальчуган,- окликнул он Свэнда,- пойди, помоги мне! У телеги свалилось колесо, и я не могу добраться до кузницы.
- У меня есть гвоздь, его можно воткнуть вместо чеки. Только я даю его вам взаймы - он мне дорог: ведь гвоздь-то из моего родного дома!
Крестьянин расхохотался:
- Ну и забавный ты парнишка! Получишь обратно свой гвоздь, как только доедем до кузницы.

Крестьянин со Свэндом приладили колесо, сели на телегу и покатили в кузницу.
У наковальни стоял весь про копченный, потный кузнец и изо всех сил бил по раскаленному докрасна железу.
Свэнд еще ни разу не был в кузнице, и ему все здесь понравилось:
-Весело у вас тут! Мехи гудят, молот бьет, прямо музыка! Хотел бы я быть кузнецом!
Кузнец расхохотался:
- Не смеши меня, болтун! Где тебе справиться с таким тяжелым молотом! Это тебе не игрушка! А вот, если хочешь, можешь раздувать мехи, пока мой мальчишка не выздоровеет. Буду тебя кормить досыта да еще дам несколько грошей за работу!
- Что ж, я согласен! - ответил Свэнд. И он остался у кузнеца. Гвоздь свой от крестьянина он получил обратно, выпрямил его, завернул в тряпочку и спрятал в карман. А крестьянин дал ему немного денег за его услугу. Кузнец увидел, что Свэнд хороший, прилежный работник, и стал учить его своему ремеслу. Вскоре Свэнд смог уже сработать многие вещи своими руками. Но через месяц сын кузнеца выздоровел, и кузнец не мог уже держать у себя Свэнда. Пришлось ему идти дальше. Получив у кузнеца деньги за работу, Свэнд пошел по дороге, весело напевая песни.
ДАЛЕЕ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий