вторник, 6 марта 2012 г.

Сказки. Загадки землекопа (окончание)


Загадки землекопа (окончание)
СЛОВАЦКАЯ СКАЗКА
НАЧАЛО ЗДЕСЬ 

Переполошились министры-советники, однако виду не показали. Отправились в дальний зал королевские загадки разгадывать. Думали, думали, ничего не придумали. Вдруг один советник сказал: _
-Видно, не всегда женщины пустое мелют. Нет-нет и дело скажут. Сегодня жена мне говорит: «Называешься ты советником, а скажи, когда в последний раз король у тебя совета спрашивал? А? Молчишь? Сам припомнить не можешь. Так вот знай, рано утром король с простым землекопом, что канавы вдоль дороги копает, битый час разговаривал. Видела это огородница, а сестра той огородницы моя служанка ...» Ну, я вполуха слушал. Теперь прикидываю: не тот ли человек королю загадки загадывал?
Советники обрадовались: надо того землекопа расспросить. Пошли все двенадцать к землекопу.
-Ты с королем говорил?
-Говорил.
-Загадки ему загадывал?
-Загадывал.
- Ну, так говори скорей отгадки.
-Э, нет, господа хорошие! Так дело не пойдет! - Отвернулся от советников и принялся лопатой махать.
- Вы уж не сердитесь,- сказал,- мне свои три гроша зарабатывать надо.

 Начали советники его уговаривать. Принесли ему мешок медных денег да мешок серебряных. Землекоп посмотрел на медные монеты, посмотрел на серебряные, головой покачал. Тогда один советник вытащил кошелек с золотыми монетами и протянул землекопу. Землекоп взял золотую монету, повертел в руках, остальные пересчитал да все советникам и выложил, в точности повторил, что королю рассказывал. Крепко спали всю ночь советники. Утром веселые перед королем предстали.
- Думали мы, советовались и вот долг платить - отца кормить, в долг растить, так что велите казначею выдать.
  -Ах вы бездельники! - закричал король. - Где вам самим додуматься! Видно, подкупили моего землекопа. Да и он хорош! Позвать его сюда! Я ему покажу!
Привели землекопа. А он стоит перед королем как ни в чем не бывало, будто и вины на нем нет. Король на него напустился:
- Как ты смел наш уговор нарушить?!
- А я не нарушал,- аемлекоп отвечает. И вытащил из кошелька золотой.- Сам скажи, твое королевское величество, чье лицо на этой монете отчеканено?
-Мое, разумеется,- сказал король.
-Так чего ж ты сердишься? Пока твои советники мне двадцать пять раз твое лицо не показали, молчал. А увидел твое лицо в двадцать пятый раз, все им и рассказал.
Засмеялся король и говорит:
- Твоя взяла! Одно обидно, что из-за тебя я должен этим лодырям прибавку платить.
- Не беспокойся, твоя королевская милость,- отвечает землекоп. - Ничего ты им не должен платить. Хватило у них хитрости ко мне подъехать, да не хватило ума сообразить, что на третью загадку теперь ответ другой, ведь я сейчас с их деньгами не плохо, а хорошо живу. А коли ты, твое величество, мне еще добавишь, я и вовсе как сыр в масле буду кататься.
Король и землекоп поглядели друг на друга и рассмеялись. И чем больше они смеялись, тем больше у советников лица вытягивались.

Комментариев нет:

Отправить комментарий