вторник, 31 января 2012 г.

Сказки. Аистиный остров, Ч.1


Аистиный остров
Болгарская сказка
Жил-был на свете крестьянин по имени Вожин.
Жил со своей семьей, не малой и не большой. Он сам да жена, да двое деток - дочка Босилка и сын Силян, отец с матерью в сыне души не чаяли. Кусок послаще - ему отдают. Сами на заре поднимаются, сына разбудить жалеют. Совсем забаловали. Стал Силян в школу ходить - учителей не слушается, уроков не учит. Ему бы только на речку бегать, рыбу ловить да купаться. Отец с матерью между собой говорят: _
- Крестьянский труд тяжелый, наработается еще. Пусть пока порезвится.
Рос-подрастал Силян, вырос красивый, ладный. А толку от него никакого ни в доме, ни в поле. Только и знает, что подбивать других парней на всякие проделки да вечерами, когда люди, наработавшись, спят, песни по селу горланить. Тут отец с матерью призадумались: что с сыном делать.
- Может, женим его? - говорит отец.
- И верно,- обрадовалась мать. Женится - переменится. Сосватали ему лучшую девушку в селе, красавицу да рукодельницу, и в поле и в доме работницу. Хоть и женился Силян, а все равно не переменился. Отец пашет, сеет, молодая жена Неда да Силянова, сестра Босилка жнут, по хозяйству управляются, мать стряпает - все при деле. Один Силям с самого утра по ярмарке слоняется с такими же, как сам, друзьями-гуляками. Год так прошел. Родила Неда Силяну сыночка. Назвали его Велка. Тут бы Силяну одуматься, да куда там - еще пуще загулял. А вернется к ночи - жена плачет, сестра вздыхает, мать уговаривает, отец бранит.
- Совсем житья не стало,- сказал однажды Силян. Придешь домой усталый, тут бы отдохнуть, а тебя поедом едят. Уйду от них. Пусть живут как хотят, и я как хочу.
И ушел. Далековато от их села город был, но Силян ног не пожалел, добрался до города, к постоялому двору направился. Деньги у него в ту пору еще в кармане звенели. На этот звон и сыскались дружки, налетели, как мухи на мед. День веселился Силян, второй пировал, а на третий и деньгам и дружбе конец. А город - не отец с матерью, никто куска хлеба даром не даст. Стал голодать Силян. Где наймется дров наколоть, где глину на постройку месить. Поменьше заработает - проест, побольше заработает-пропьет. Так и бегут дни за днями. Думал Силян, в городе его веселая, легкая жизнь ждет, а тут вон как дело обернулось.  Пошел он как-то в город Салоники. Решил свет повидать, на людей посмотреть. А в Салониках в гавани парусники толпятся, от гребных судов с длинными веслами на воде тесно. Нанялся Силян на корабль матросом, и на следующее же утро корабль отплыл. Не день, не два нес их ветер и с каждым днем все крепчал да крепчал. А посредине моря разыгралась страшная буря. Волны бросали суденышко из стороны в сторону, играли с ним, словно кошка с мышкой. Корабль то вверх подкидывало, то вниз бросало. Сорвало руль и паруса, мачты изломало. А потом ударило судно о скалу и совсем в щепки разбило. В тот страшный час все потонули. Одному Силяну удалось спастись. Он за большую доску успел ухватиться, взобрался на нее, руками-ногами вцепился. Долго ли его носило по морю, не знал, не помнил. Дождь его сек, солнце жгло, думал - совсем пропадет. А все-таки утихла буря, вынесло доску на берег и Силяна с ней. Лежит Силян без сил на твердой земле, и все ему чудится, что под ним волны ходят. Отлежался, встал и побрел, куда глаза глядят, только бы подальше от моря. Прошел сколько-то, опять перед ним море блещет. Повернул в другую сторону, шел, шел и снова к морю вышел.

-Не иначе, я на остров попал,- думает Силян.- Да живет ли здесь кто? Что-то тут и дымком не пахнет, собаки не лают, петухи не кричат. Вдруг я один-одинешенек на этой земле среди моря?!
А уже ночь надвигается. Нашел Силян небольшую пещерку над ручьем, попил водички, ежевикой, что на склоне росла, чуть голод приглушил и улегся. Как может спать голодный, холодный человек на чужой земле с камнями под головой, так и Силян спал-всю ночь продрожал, глаз не сомкнул.
Вспомнил он родное село, отца с матерью, ласковую жену с сыночком, добрую сестру. Доведется ли опять свидеться с ними? Или так и сгинуть ему тут, на чужбине?!
Долго печальные думы думаются, а ночь еще дольше тянется. Наконец занялась заря. Взобрался Силян на гору, огляделся кругом. Вот радость! Внизу меж горой и холмом, в долинке, поля распаханы, а мимо полей дорога вьется. Значит, не пустой остров, живут тут люди! Побежал по склону, словно крылья у него выросли. На дорогу ступил, зашагал вперед. Только обогнул холм, увидел: на лужке муж с женою сено косят. Бросился к ним Силян, да остановился.
«Как,- думает,- заговорить? По-нашему, по-болгарски? Так откуда тут, на острове посреди моря, болгарам взяться! А если они турки, или греки, или еще кто - они меня не поймут, я их не пойму. Будем переговариваться, как слепой с глухим. Однако все же люди они, не волки, как-нибудь договоримся»,
Тут вдруг женщина засмеялась, повернулась к мужу и сказала:
- Смотри, муженек, никак Силян к нам идет!
- И впрямь Силян,- муж отвечает. Каким только ветром его сюда занесло? Удивился Силян. Мало того, что эти люди по-болгарски говорят, они еще его и по имени называют. Что за диво!
Мужчина обтер косу травой, отложил в сторону.
- Что ж, Силян, откуда бы ты ни взялся, с неба ли, с моря ли, нашим гостем будешь. Идем с нами…
ДАЛЕЕ:
ТУТ

Комментариев нет:

Отправить комментарий