четверг, 26 января 2012 г.

Сказки. Хитрый бадарчи


Хитрый бадарчи
Монгольская сказка
Жил на свете веселый, хитрый бадарчи. Шел он раз по степи, встретил арата. Идет арат печальный, в руках хвост лошадиный держит.
- Почему ты печальный? - спрашивает бадарчи.
- Несчастье у меня,- отвечает арат. Последнюю лошадь волки загрызли, один хвост от нее остался. Пропаду без лошади!
- Давай мне ХВОСТ,- говорит арату бадарчи,- и жди меня здесь. Скоро будет у тебя конь лучше прежнего. Отдал арат бадарчи лошадиный хвост, сам остался ждать в степи. А бадарчи (бедняк, живущий подаянием) пошел в большой поселок, где в сторонке стояла юрта богатого и жадного нойона. Недалеко от юрты нашел бадарчи лисью нору. Воткнул он хвост в эту нору, сам сел рядом, двумя руками за конец хвоста держится. Немного посидел - мчится мимо на своем лучшем скакуне нойон, домой спешит. Увидел нойон бадарчи, осадил коня:
- Что делаешь, зачем за хвост лошадиный держишься?
Отвечает бадарчи:
- Пустил я здесь пастись лошадь, а она ушла в эту нору. Хорошо, что успел схватить ее за хвост, а то бы лишился своего коня. Вот отдохну сейчас немного и вытяну его из норы.
- А что у тебя за конь? - спрашивает жадный нойон. - Хорошо ли бегает?

- Семь раз за день обвозит меня мой конь вокруг земли! Грива у него, как снег на горных хребтах; от бега его ломаются стремена; между ушами его можно уложить десять верблюдов; когда на дыбы становится, холкой облаков касается!
Затрясся от жадности нойон, соскочил на землю, толкнул бадарчи, сам за хвост уцепился.
- Кто тебе позволил,- кричит,- пасти своего коня у моей юрты? Убирайся отсюда сейчас же!
- Я себе ноги стер. Не могу пешком ходить ...
- Ладноl Давай я подержу хвост, а ты садись на мою лошадь,- и чтоб я больше не видел тебя возле моей юрты! Убирайся!
Умчался бадарчи на скакуне нойона в степь. Там он отдал коня бедному арату, а сам пошел дальше. В полдень встретил он одного богача. На голове у богача котел стоял с мясом. Этот человек такой жадный был, что, уходя из юрты, всегда забирал еду с собой: боялся, что кто-нибудь съест без него. Увидел богач бадарчи, стал над ним смеяться:
- Ты, говорят, ловко умеешь обманывать разных глупцов. А умного человека тебе никогда не обмануть. Попробуй-ка, обмани меня!
- Не до обманов мне,- отвечает бадарчи.- Все небо горит, а ты и не видишь! Взглянул богач на небо,- котел у него с головы упал и разбился. А бадарчи сказал:
- Выходит, и ты глупец, раз я тебя обманул. Сказал так и пошел дальше своей дорогой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий