вторник, 31 января 2012 г.

Сказки. Хитрый мангуст *начало*


Хитрый мангуст
АНГОЛЬСКАЯ СКАЗКА
Произошло это давным-давно, в то старое доброе время, когда звери еще разговаривали. Жил-был маленький хитрый мангуст, и была у него большая красивая охотничья собака. Верой и правдой служила собака своему хозяину. Каждый день, шел ли дождь, палило ли солнце, трудолюбивый пес отправлялся на охоту и всегда возвращался с добычей. И не какой-нибудь, а крупной добычей! Очень гордился им мангуст. Во всей округе только у него одного и был такой славный пес. И хотя говорят: «Добрая слава лежит, а дурная по дорожке бежит»,- молва о собаке мангуста пошла по всем окрестным деревням и селениям. Узнали о ней даже в горах и ущельях жившие там искусные звери-охотники. Узнал о ней и крокодил - не менее искусный охотник, вернее, разбойник и гроза здешних речных просторов. А как узнал, решил наведаться к мангусту, проверить, так ли это. Верно ли говорят звери?
Мангуст принял крокодила гостеприимно, предложил циновку.
- Слышал Я,- сказал крокодил, как только ступил на порог дома,- про твою собаку. Плетут такие небылицы, будто она каждый день тебе приносит десять - двенадцать штук всякого зверья. Так ли это?
- Ты спрашиваешь: «Так ли это?»,- сказал мангуст.- По всему видно, не веришь ты тому, что всем хорошо известно. А собаку мою всякий знает - о ней только и говорят в наших краях.
- Нет, я верю,- сконфуженно ответил крокодил, видя, как превратно истолковал его слова мангуст. Я спросил: «Так ли это?» - лишь потому, что не всегда верю слухам.
- Этим слухам можешь верить. Чистую правду говорят звери. Такая собака,- продолжал мангуст,- подарок судьбы. Ей цены нет! Она кормит и меня, и всех жителей моей деревни.
- А скажи, пожалуйста, какая она из себя? Чем она отличается от своих собратьев?
- Хм! Чем отличается? Это породистый пес! Что может быть у него общего с собачьей сворой?!
- Как бы мне хотелось хоть одним глазком глянуть на нее. Покажи, сделай милость ...
- Да ее ж нет дома. Она еще с охоты не вернулась.
Хотел бы я иметь такую собаку. Может, продашь, а? - решил попытать счастья старый пройдоха, надеясь как-нибудь обмануть мангуста.
Забыл лукавый обманщик, что мангуст мал, но хитер.
- Если сказать правду, я продавать ее не собирался. Но раз ты так хочешь ... И потом, если добычу ты будешь делить пополам, а с собакой хорошо обращаться ... Почему не продать?!
-А запросишь сколько?
-Да пять-то коз взять надо.
-Дороговато ...
-Пфф! Твое дело, можешь не покупать собаку, пусть козы твои на охоту ходят. Только сделка выгодная! Через два-три дня ты поймешь, что я тебе ее отдал даром. Ведь каждый день она столько добычи приносит! В корень смотреть надо. Но знаешь, не я к тебе пришел в дом, а ты, не я тебе навязываю собаку, а ты просишь продать ее. Не сошлись в цене - всего хорошего. Ты оставайся при своем, а я при своем, и делу конец! Крокодил улыбнулся: он счел, что дело сделано, ведь мангуст согласился продать собаку. А цена? Пять коз так пять коз! Лишь бы мангуст не передумал, и крокодил отправился за козами.

Вот тут улыбнулся мангуст. Нет, не улыбнулся, а засмеялся. Нет, не засмеялся, а захохотал и хохотал долго, до упаду: ловко он обставил зеленого, тот даже не увидел собаки, которую торговал.
Спустя час мангуст совсем уж было собрался на .охоту со своей собакой, глядь - идет леопард к его дому.
По всему видно, торопится, боится опоздать. И вид такой озабоченный.
Мангуст припрятал собаку - зачем выставлять напоказ свое добро? Уселся важно у порога и стал поджидать знатного гостя - все-таки гроза здешних лесов и полей. Поджидая, он набил трубку, раскурил ее и несколько раз с наслаждением затянулся.
Пятнистый поприветствовал мангуста, тот предложил ему циновку и трубку в знак уважения. Пуская дым из ноздрей, леопард стал рассказывать мангусту все известные ему сплетни. Болтал, болтал, заговаривая зубы хозяину дома, потом не выдержал и спросил напрямик:
- Слышал я, у тебя охотничья собака хорошая; Не продашь ли?
Мангуст пожал плечами, затянулся, закашлялся, сплюнул и сказал, уставившись на собеседника:
- Да, верно, есть у меня собака, но какая нужда мне ее продавать? Ты же знаешь, второй такой нет в наших краях. Она меня кормит.
- Правду говорят звери,- вздохнул леопард. - Посмотреть бы на нее.
- За посмотр денег не беру, пожалуйста. Только она еще с охоты не вернулась, и когда вернется-не знаю. Продать! Тоже скажешь ... Кто - ж даст цену хорошую? Вот ты, например, разве заплатишь, как следует?
- Почему нет? Такая собака стоит немало, это я знаю. Говори: сколько хочешь? - сказал леопард, впившись взглядом в мангуста. Ну, твоя цена?
Очень он надеялся, что сумеет обвести вокруг пальца мангуста: заплатить часть, получить собаку и ... поминай как звали. Где мангусту тягаться с леопардом?
- Давай пять коз.
- Ну, если ты так хочешь, будь по-твоему…

ДАЛЕЕ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий