вторник, 31 января 2012 г.

Сказки. Аистиный остров, Ч.2


Аистиный остров
Болгарская сказка
Начало тут часть первая

Часть вторая
Привели его в небольшое селение. Ребятишки навстречу высыпали, закричали звонкими голосами:
- Силян пришел! Силян пришел!
Силян еще пуще дивится:
- и детишки меня знают! А я их никого и в глаза не видывал. Хозяева усадили Силяна на почетное место за столом. Угощают. Стали соседи сходиться и всякий, здороваясь, его по имени зовет. А самый старый из них принялся расспрашивать. _
-Ну что, Силян, где был-пропадал? Не бросил ли пить-гулять? Мать по тебе глаза проплакала. Молодая жена Неда при живом муже горькой вдовицей горюет. А сынок Велка сиротой растет. Может, твой отец Божин хоть от внука дождется помощи.
Покатились тут У Силяна из глаз чистые слезы. _
- Если бы мне в родные места привелось вернуться, все бы по-другому пошло. Только как туда добраться? Может, кораблем, что к острову причалит? _
-Нет, Силян, не заходят сюда корабли. В стороне этот остров от торговых путей лежит. И окружают его мели, скалы да водовороты. Ведь и тот корабль, на котором ты плыл, о наши камни в щепы разбило.
-_ Да вы-то сами как сюда попали? - вскричал Силян.- И откуда меня и всю нашу семью знаете? _
- Как не знать! Мы все с тобой из одного села родом. Вся ваша жизнь нам как на ладони видна. А сюда на остров приносят нас широкие крылья. Мы ведь аисты, Силян.
-_ Аисты? Не пойму я что-то! - говорит Силян.- Разве аисты пашут и сеют, по-болгарски говорят? Не бывает такого на свете!
-Бывает, не бывает,- отвечает старик,- а что было, то было. Если хочешь, послушай. Расскажу я тебе не сказку, не побаску, чистую правду. Давно это случилось. Мой дед тогда еще мальчишкой босиком бегал. И таким сорванцом рос, еще почище тебя. Соберет ватагу мальчишек да девчонок, в садах яблоки обрывают, ульи на пасеках перевернут, собакам к хвосту черепки привязывают. Не было на них ни угомона, ни управы. Однажды забрел в село старик нищий. Принялись ребята его дразнить, за рубаху, за торбу дергать. Рассердился старик, да и огрел посохом одного, другого. Ребята отбежали, стали в него камни швырять. И попал камень ему в висок. Упал старик и умер. А перед тем как в последний раз вздохнуть, успел их заклясть страшным заклятьем:  «Не умели вы среди людей людьми жить, так станьте аистами. А людьми обернуться сможете только там, где, кроме вас, людей не будет, на пустынном острове посреди моря. Нерушимо мое проклятие на веки веков!» Как сказал старик, так и сделалось. В тот же миг выросли у ребят крылья, поднялись они в воздух и полетели. Куда - сами не знали. Принес их ветер на этот остров. Посреди острова из-под скалы текут два ручья: один ручей с человечьей водой, другой с аистиной. Искупаемся в первом - людьми становимся. Тут, на острове, время коротаем. А когда в родную Болгарию, в родимое село весна придет, начинает нас томить тоска неодолимая. Тогда окунемся мы в ручей с аистиной водой и, обернувшись аистами, летим на родину. Там наш дом, там и живем до глубокой осени.
- Дедушка, а мне можно аистом обернуться?- спросил Силян.
- Отчего же нельзя,- ответил старик.
- Так покажи мне скорей, где заветные ручьи,- молит Силян.- Сделаюсь аистом, полечу на легких крыльях в родную сторону.
- Нет, Силян,- старик отвечает,- там, в Болгарии, сейчас зима, а мы, аисты, - птицы зябкие. Одному тебе не долететь. Не наезжены в море дороги, да и в небе путь не проложен. Придет пора, всей стаей снимемся, и ты с нами.
 Остался Силян жить в аистином селе. Кому что в хозяйстве помочь - он первый. Сено копнил, хлеб убирал. Будто подменили Силяна, совсем другой человек, сам себя не узнает.
Так шло время - днем в работе, ночью в тоске. Вдруг забеспокоились люди-аисты. В небо глядят, глаза у всех тревожные, любое дело из рук у них валится. А в одно утро, на ранней заре, крик раздался:
 - Пора в дорогу! Пора! У Силяна взыграло радостью сердце, и тотчас же его словно ледяной рукой сдавило. Бросился он к старому деду, со слезами заговорил:
- Скажи, дед, что мне делать? Как в аиста превратиться - ты меня научил, а как человеком в родном селе остаться - не ведаю. Не присоветуешь ли какого средства?
- А ты вот что, Силян,- отвечает дед,- возьми кувшинчик, набери в него воды из человечьего ручья да повесь на шею. Прилетишь домой, сбрызнешься той водой, сам собой станешь. На тебе ведь нет заклятья на веки веков нерушимого. Три дня и три ночи летели аисты над морем. Силян-аист еле крыльями машет, ниже всех летит. Совсем из сил выбился, вот-вот отстанет. Да тут как раз твердая земля показалась. Отдохнули аисты на крутом берегу, дальше полетели. А как завиднелось вдали родное село - откуда только силы взялись! - вырвался Силян-аист вперед, все от радости позабыл, ринулся стремглав к отчему двору. Да не уберегся: глиняный его кувшинчик ударился о камень и разбился. Вся человечья вода в землю впиталась. Заплакал бы Силян, да аисты плакать не умеют. Взмахнул бедняга усталыми крыльями, поднялся на крышу родимого дома, а там в гнезде уже сидит старый аист, тот, что на острове самым старым дедом был. Застучал аист клювом, как солдат палочками по барабану. Силян все понял. _
- Мое это гнездо, спокон веку тут селюсь. А ты, Силян, вон на сарае пристройся. Твой отец Божин и туда колесо от разбитой телеги приладил. Свил гнездо на том колесе Силян-аист, стал в нем на длинных ногах, во двор смотрит. Видит - мать корову доит, молодая жена Неда овец в хлев загоняет, сестра Босилка разжигает в очаге огонь - ужин готовит. А сыночек Велка между всеми вертится, светлая его головенка то тут, то там мелькает. Захотелось Силяну сына получше разглядеть, слетел он с гнезда во двор. А Велка его за хвост схватил, весело закричал:
- Смотрите, смотрите, я аиста поймал! Посажу его на веревку, буду с ним играть, за собой водить. Тут как раз отец Силяна, Вожин, с поля вернулся.  Услышал, что Велка кричит, и сказал:
- Отпусти аиста, внучек. Аист птица добрая, никому зла не делает.

ДАЛЕЕ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий