четверг, 2 февраля 2012 г.

Портной и подмастерье


Портной и подмастерье
Вьетнамская сказка
У одного портного был подмастерье - мальчик Сон. Неизвестно, хорошо ли шил портной, но зато известно, что был он жаден и прожорлив. Придут, бывало, портной и подмастерье к кому-нибудь работать, им сейчас же выносят две чашки вареного риса: одну, большую,- для портного, поменьше - для подмастерья. Но подмастерье не успевал и притронуться к еде, как портной придвигал его чашку к себе и говорил хозяевам:
- Сон сегодня уже пообедал, я же со вчерашнего дня не ел - все работал.
 Так случалось каждый раз, когда их угощали. Подмастерье ходил голодный, а портной был сыт за двоих. Однажды портному приказали сшить парадное платье самому мандарину (князь). Когда настал день примерки, портной и подмастерье пришли во дворец. Слуга увидел их и сказал:
- Господа портные, идемте на кухню, там для вас есть еда
 Портной сразу же заявил:
- Сон сегодня уже пообедал, я же со вчерашнего дня не ел - все работал,- и, воткнув иглу в циновку, отправился на кухню. Голодный Сон от досады готов был заплакать. Может быть, он и заплакал бы, но в этот момент вошел мандарин.
- Где твой хозяин? - спросил он. Мальчик тяжело вздохнул и сказал:
-Мой несчастный хозяин ест на кухне,
 - А почему ты называешь его несчастным?
- Разве вы не знаете, что мой хозяин каждую неделю сходит с ума? И тогда он рвет на мелкие клочья материю заказчиков. Хорошо, что я всегда могу заранее сказать, будет у моего хозяина приступ безумия или нет.
- Как же ты узнаешь об этом?
- А у меня есть верные приметы. Если мой хозяин съедает не одну, а две чашки риса,- болезнь приближается. Если же он после еды начинает шарить по циновке руками, значит, через минуту начнет кромсать материю заказчика.
- И долго он так безумствует? - спросил встревоженный мандарин.
- Нет. Стоит дать ему по пяткам двадцать ударов бамбуковой палкой, и он сразу же приходит в себя.
Сказав так, Сон незаметно вытащил из циновки иглу, которую воткнул туда портной. Едва он это сделал, как явился портной. Он склонился перед мандарином и промолвил:
- Благодарю вас, сиятельный господин. Такого вкусного риса, как у вас, я не ел нигде. Мандарин спросил:
- А сколько чашек риса ты съел?
- Две чашки, сиятельный господин, ровно две чашки.

И, сев на циновку, портной потянулся за иглой. Но иглы на месте не оказалось. Тогда близорукий портной стал поспешно шарить по циновке.
- Хватайте его! - закричал мандарин слугам. Держите его за руки, а то он изрежет мой прекрасный шелк!
Как только слуги исполнили приказание своего господина, мандарин сказал Сону:
- А теперь принимайся за лечение. Возьми в углу баМбуковую палку и дай своему хозяину двадцать ударов по голым пяткам!
 Нечего и говорить, с каким удовольствием выполнил Сон это приказание.
-3а что? 3а что вы наказываете меня?
Чтобы ты скорее избавился от своей болезни.
-От какой болезни? Я никогда ничем не болел!
- Как не болел? Твой подмастерье сказал, что ты каждую неделю сходишь с ума ...
Услыхав это, портной схватил Сона за шиворот и закричал:
-Как ты смел назвать меня безумным, негодный?
- А разве это неправда? - сказал Сон. - Сами посудите. Каждый раз, когда я голоден, вы заявляете, что я хорошо пообедал. Разве нормальный человек станет  говорить про голодного, что он сыт? Так может говорить только безумный!
С этого дня портной не притрагивался к рису Сона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий