пятница, 17 февраля 2012 г.

Сказки. Соль в кушанье, ч.4 (окончание)


Соль в кушанье (окончание)
Румынская сказка

Часть четвертая

Слуга сделал все так, как ему приказала царевна. Гости сели за стол, едят, пьют и веселятся, а царю, отцу невесты, кусок в горло не лез. Он то и дело поглядывал на невесту.
Уж очень походила она на его младшую дочь, ту, что он выгнал из дому, но как могла она стать невестой царевича? Беспокойно было царю от этих мыслей, но спросить кого-нибудь, кто это девушка, он не решался.
Глядя на веселье гостей, захотелось и царю поесть и повеселиться вволю. Но когда слуга подал ему кушанье, царь, едва попробовав, тотчас перестал есть. Слуга то и дело убирал со стола нетронутые блюда, приготовленные для царя самой царевной.
Дивился царь на то, с какой охотой едят другие гости: ведь все, что подавал ему слуга, очень уж было невкусным!
Царь решил спросить соседа своего, нравятся ли ему кушанья. Тот ответил, что таких вкусных блюд ему давно не доводилось есть. Попробовал царь из тарелки соседа: кушанье в самом деле превкусное.
От голода у царя засосало под ложечкой. Но разве можно есть то, что подавали ему? Не вытерпел он, поднялся и громогласно спросил:
- Послушай, царь, ты, видно, позвал меня на свадьбу сына, чтобы насмехаться надо мной?
- Помилуй, твое величество, как можешь ты обо мне думать такое? Все люди добрые видят, что я тебя принял с таким же почетом, как и других именитых гостей ...
- Прости меня, царь, по это не так. Всем гостям подают кушанья очень вкусные, а те, что подают мне, в рот взять нельзя!
Разгневался отец жениха и приказал позвать сюда поваров, чтобы найти виновника и предать его смерти. А весь секрет состоял в том, что царевна приготовила все кушанья для своего отца без соли, а лишь с медом и с сахаром. Солонка перед царем и та была наполнена толченым сахаром. Напрасно бедный царь брал из солонки то, что он принимал за соль, и сыпал в свое кушанье: вместо того чтобы стать вкусным, оно делалось еще слаще, а стало быть, и еще противнее. Но вот поднялась невеста и обратилась к царю-свекру:

 - Не вини поваров, это я приготовила нарочно такие кушанья для царя. А царь этот - мой отец. Нас у моего батюшки было три дочки. Стал нас отец по очереди спрашивать, как мы его любим. Старшая сестра ответила, что любит его, как мед. Средняя - что любит его, как сахар. А я сказала, что люблю его, как соль в кушанье. Думала я, что нет более крепкой любви, чем такая. Но отец рассердился и выгнал меня из дому. Только не пропала я - сами видите, чего добилась честным трудом. Вот сегодня я и хотела доказать отцу, что без меда и сахара человек может прожить, а без соли нет. Я сама приготовила для него кушанья без соли. А теперь рассудите своим царским умом, кто из нас был прав: я или мой батюшка ...
Царь-свекор да и все гости в один голос заявили, что жестоко было изгнать дочь из отчего дома, да еще за такой умный ответ.
Тут и отец невесты признал, что не сумел оценить свою младшую дочь, и попросил у нее прощения. Царевна поцеловала руку отца и тоже попросила прощения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий