среда, 8 февраля 2012 г.

Сказки. Купец и жестянщик (окончание)


Купец и жестянщик (окончание)
Датская сказка


…Жестянщик и купец поклонились царю и поспешили домой. Дорогой жестянщик сказал купцу:
- Теперь ты видишь, что ум сильнее золота? Если бы не я, был бы ты без головы! Отдавай мне тысячу рупий!
- Сначала вернемся домой,- отвечает купец,- а там посмотрим, что будет.
Не хотел купец отдавать золото, и решил он погубить жестянщика. Пришли они к радже, говорят:
- Соседний царь объявил тебе войну. Через три дня его воины будут топтать наши поля! Испугался раджа, спрашивает:
- Почему царь на меня разгневался? Тут купец выступил вперед и сказал:
- Это жестянщик виноват, что царь на тебя разгневался.
И купец рассказал все, как было. Вскочил раджа с трона, кричит:
- Отрублю вам обоим головы! Эй, позвать палача!
Прибежал палач, ждет, когда раджа прикажет обнажить меч. Купец подполз на коленях к палачу, стал молить:
- Господин мой, пощадите меня! Я подарю вам слона и мешок золота. Услыхав эти слова, раджа закричал:
- Руби им головы! Они на мое княжество вражьи войска призвали.
Взмахнул палач мечом, а жестянщик как расхохочется! Смеется, остановиться не может. Даже слезы на глазах покатались от смеха. Палач от удивления опустил меч, смотрит на раджу.
- Ты что смеешься, безумный? - спрашивает раджа.
- Смеюсь я потому, что ты хочешь меня казнить, а того не знаешь, что только я один могу заставить вражеских воинов повернуть вспять. Значит, ты сам себе желаешь несчастья. Вот и смеюсь ...
- Я проверю правоту твоих слов,- сказал раджа.- Знай: если ты не обратишь врагов в бегство, я прикажу сжечь тебя живым на костре.
- Дай мне коня, и враг не посмеет ступить на твою землю.
- Дать ему коня! - приказал раджа.
Сел жестянщик на коня и помчался навстречу вражеским воинам. У самой границы увидел он чужеземные войска. Впереди войск ехал разгневанный царь.

Подскакал жестянщик к царю, загородил ему дорогу, говорит:
- Прежде убей меня, а потом уж топчи посевы на моей земле. Пока я жив, ни один твой воин не переступит этой границы!
Царь подумал: «Если я убью его, то сбудется страшное предсказание мудреца - и на мое царство обру-шатся чума, засуха, голод».
- Ну, нет! - воскликнул царь. - Пусть тебя убивает твой раджа. А я себе не враг! И, повернув своих воинов, царь поехал домой. Вернулся жестянщик к радже, говорит:
- Я свое обещание выполнил. Никто больше не угрожает твоему княжеству.
Довольный раджа тут же приказал отсчитать жестянщику тысячу рупий. Жестянщик сложил деньги в мешок и повернулся к купцу.
- Теперь и ты клади свой проигрыш.
Пришлось и купцу отсчитать тысячу рупий. Взвалил жестянщик на плечи мешок с деньгами и сказал на прощанье:
- Помни: дураку и золото не поможет, а умный и без золота беду прогонит!

Комментариев нет:

Отправить комментарий