среда, 8 февраля 2012 г.

Сказки. Купец и жестянщик


Купец и жестянщик
Датская сказка

Заспорили как-то купец и жестянщик, что важнее: богатство или ум. Купец говорит:
- Зачем тебе ум, если ты беден, как полевая мышь?
- А дураку и золото не поможет! - отвечал жестянщик.
- Ну, это ты врешь! - сказал купец. Золото из всякой беды выручит человека. Не соглашается жестянщик:
- Золото без ума ничего не стоит, ум же и без золота человеку поможет!
- Вздор! - рассердился купец. - Не может этого быть. Если твой ум окажется сильнее моего золота, я тебе подарю тысячу рупий. А если мое золото окажется могущественнее твоего ума, ты станешь моим рабом. Согласен?
- Согласен.
- Тогда пойдем к радже, расскажем ему о споре, чтобы никто из нас не мог отказаться от своих слов. Пришли они к радже, рассказали о своем споре. А раджа был правитель жестокий, злой. Дня не проходило, чтобы он не казнил кого-нибудь из своих подданных. И в этот день он уже казнил трех несчастных ... Увидел раджа купца и жестянщика, хотел позвать палача, но вспомнил завещание своего отца: « Никогда не убивай в день больше трех подданных, а то некому будет ходить за твоими слонами, пасти твоих коней, возделывать твой хлопок и выращивать твой рис». Не посмел раджа нарушить отцовский завет и придумал такую хитрость. Дал он купцу запечатанное тремя печатями письмо на пальмовом листе и сказал:
- Иди с жестянщиком в соседнее царство и передай царю вот это письмо. Когда вернетесь, я вас награжу.
Пришли купец и жестянщик в соседнее царство, передали царю письмо, ждут, что царь скажет. Царь сломал печати, развернул лист, прочел громко:
- О, могучий сосед мой! Если ты желаешь себе добра - казни этих людей!
Услыхал купец, что написано в письме, бросился царю Б ноги:
- Смилуйся, повелитель! Возьми мое золото, но оставь мне жизнь! Усмехнулся царь:
- Хватит у меня своего золота. Через час палач отрубит вам головы.
Окружила стража купца и жестянщика, глаз с них не спускает. Стал купец просить:

- Отпустите меня на свободу - я вас озолочу. Каждому дам тысячу рупий!
- Если мы тебя отпустим, царь нам самим отрубит головы,- вздохнул начальник стражи. - А у кого нет головы, тому и золото не в радость. Не прошло и часа - появился палач, а за ним царь и придворные. И только палач взялся за меч, как вдруг жестянщик громко и весело рассмеялся.
- Чему ты смеешься, безумный?1 - удивился царь.
- О, царь! Я скажу тебе, почему я смеюсь. Выслушай меня, о справедливый. Пять дней назад во дворце нашего славного раджи появился один великий предсказатель. Предсказатель этот увидел нас и сказал радже: «Пока в твоем княжестве живут этот жестянщик и этот купец, на твою землю будут обрушиваться страшные беды: чума, засуха, ливни, голод. Избавься от этих людей. Но помни, если ты убьешь их, на твое княжество сразу обрушатся все эти беды. Сделай так, чтобы казнил их другой властитель, и тогда все несчастья постигнут того, кто предал их смерти.
 Услыхав такой рассказ, царь впал в ярость.
-Значит, ваш раджа задумал погубить мое царство! - завопил он. - Ступайте же обратно и передайте вероломному, что через три дня мои храбрые воины будут топтать его поля, а самого его я возьму в плен и прикажу на нем пахать землю!

ДАЛЕЕ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий